Крещение Господне: о смысле праздника, о святой воде и купаниях.
Что празднуется в Крещении? Как простая вода становится святой? Вся ли вода на земле на Крещение – святая? Как пить и хранить святую воду? Обязательно ли окунаться в прорубь и можно ли брать с собой детей?
События Крещения
Эти события произошли на реке Иордан примерно 2000 лет назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нему креститься – так они хотели очиститься от грехов. Но Иоанн Предтеча не крестил всех желающих: он напоминал, что перед очищением иорданскими водами надо исповедать свои грехи.
Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн Предтеча видит Его и говорит своим ученика: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». То есть – вот Спаситель, которого мы так ждали.
Христос, сам безгрешный, пришел, чтобы принять от Иоанна крещение, как и все грешные люди. Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется.
Как только Христос сошел в воды Иордана, открылись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Смысл праздника
Главных «событий», которые мы празднуем в Крещении – два: Крещение Господа Иисуса Христа, «освятившего вод естество» и всю землю, взявшего на себя грехи людей; и явление до тех пор неведомой тайны о Боге Едином в трех Лицах - Пресвятой Троицы многим людям. Бог Отец говорил с Неба, свидетельствуя, что Христос - Его Сын, Сын Божий крестился в водах Иорданских, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя.
Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Зачем крестился безгрешный Христос?
В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение символически выражалось в омовении, смывании грехов водами реки, столь значимой в жизни иудейского народа.
Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи. Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые они приносят, вплоть до смерти на Кресте, но - в конечном итоге - победить грех и смерть. И первое благодатное действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды – тварной стихии – стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное – человека, его рождения в духе, из земной, материальной, тленной жизни - в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в Святом Крещении как дар, который призван раскрыть.
Когда происходит освящение воды?
В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник – 18 января и в сам праздник Крещения – 19 января.
Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после Литургии - в храме или на улице, на водоеме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».
Во время шествия к месту освящения совершается каждение и поются специальные тропари, раскрывающие смысл Крещения Христа, и связь этого события и освящения воды.
В молитвах на освещение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает ее для пития, кропления, освящения домов.
Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.
Великое освящение воды совершается лишь дважды в год - 18 и 19 января - накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящение воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих.
Вся ли вода на земле в ночь с 18 на 19 января – святая?
В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме.
Как простая вода становится святой?
Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и, в ответ на молитвы Церкви, продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.
Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней.